Электронная платформа - POM market созданная на сайте my.ihma.uz
POM market Это специализированная онлайн-платформа по доставке и покупке протезно-ортопедических изделий и средств технических средств реабилитации нуждающемуся населению. Платформа объединяет производителей, поставщиков и потребителей, обеспечивая широкий ассортимент качественных продуктов.
Проблема, задача
Обеспечение нуждающихся лиц необходимыми средствами осуществлялось в соответствии с установленным порядком, который предусматривал обязательное прохождение гражданином экспертного обследования, затем личное обращение в социальное учреждение для получения «сертификата на протез», и последующее посещение производителя. Большинство предпринимателей, предоставляющих данные услуги, были расположены в Ташкенте, а также в Ферганской и Ташкентской областях. В связи с этим: - несмотря на то, что обязанность по доставке средств была возложена на предпринимателей (количество которых было ограничено), данная обязанность не всегда выполнялась в полном объеме; - средний срок ожидания для лиц с инвалидностью составлял до одного года, при этом отсутствовала возможность точного учета лиц, нуждающихся в протезных средствах. Согласно старому порядку, нуждающимся предоставлялось 18 видов технических средств реабилитации. Вместе с тем, было выявлено, что около 15 тысяч человек испытывали потребность в дополнительных средствах, таких как голосовые термометры и тонометры (6 тысяч единиц), электронные инвалидные коляски (7,6 тысяч единиц) и других. Кроме того, при обеспечении современными протезными средствами возникали следующие затруднения: - Разница между ценой государственных закупок и рыночной стоимостью средств (например, на инвалидную коляску выделялось 1,6 млн сумов, в то время как рыночная цена современных моделей составляла 4 млн сумов) ограничивала возможность обеспечения лиц с инвалидностью удобными и долговечными средствами. Выбора товара не было, количество производителей/поставщиков было невелико, а продукция из ПОМ была низкого качества.
Решение
Была внедрена новая цифровая система обеспечения нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации. В рамках этой новой системы: - Теперь определение нуждаемости граждан в протезно-ортопедических изделиях и средствах реабилитации осуществляется через информационную систему одновременно с установлением инвалидности (tiek.ihma.uz). - Гражданам формируется онлайн-«ваучер» для приобретения протезно-ортопедических изделий и средств реабилитации, о чем их информировали посредством СМС-уведомлений, через центры «Инсон» и социальных работников. - Обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации проводится через электронной торговли. (my.ihma.uz) При этом: а) Гражданам предоставлялась возможность выбирать и приобретать средства реабилитации (инвалидные коляски, трости, ходунки, говорящие термометры и другие) а также выбор поставщика/предпринимателей на электронных торговых площадках (в партнерстве с Uzum market). в) Быстрая доставка приобретенных средств осуществляется через пункты выдачи этого маркетплейса. Доставка средств, приобретенных через платформу UZUM, производится через около 400 пунктов выдачи по всей стране (с планом увеличения их числа до 850 к концу текущего года).
Результат
Данная новая система обеспечила свободный выбор гражданами товаров/средств и поставщиков, сокращение сроков обеспечения (для протезов с 67 дней до 17 дней, для средств реабилитации с 52 дней до 11 дней), а также социализацию около 60 тысяч нуждающихся лиц. Система была внедрена с 1 мая 2024 года в городе Ташкенте и Самаркандской области после успешной реализации во всех регионах республики. Кроме того, в зависимости от рыночной конъюнктуры цены на протезы увеличились в среднем в 3 раза, а ассортимент расширился с 18 до 28 видов. За 5 месяцев: Было сформировано более 42 000 ваучеров 17 000 лиц получили все необходимые средства. Более 70 предпринимателей разместили на платформе 350 видов товаров. За поставленные товары агентство перечислило предпринимателям около 16 миллиардов сумов.